Специализированная гимназия №8 с обучением на трех языках им.М.Х.Дулати
М.Х.Дулати атындағы үш тілде оқытатын мамандандырылған №8 гимназия
www.gymnasia8.kz
Добро пожаловать!
Добро пожаловать на веб-сайт гимназии №8 им. М.Х.Дулати для одаренных детей с обучением на
трех языках - старейшего и наиболее престижного учебного заведения города Шымкента! Мы предлагаем Вам
познакомиться с руководством, историей и структурой школы, узнать о последних новостях и творческих
успехах наших учеников, найти однокласскников и многое другое.
С первого сентября 2013 года в 19 школах ЮКО стартовал пилотный проект подушевого финансирования. По решению Министерства образования и науки РК он одновременно заработал также в Акмолинской, Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях. Первопроходцами нововведения стали 50 школ республики.
Напомним, что с идеей введения подушевого финансирования образования в Казахстане выступил Президент РК Н. Назарбаев.
И вот с этого учебного года методика, лейтмотив которой - не перечислять деньги школам вслепую, а платить за количество учеников и их успеваемость, заработала. Иными словами, школы будут вынуждены бороться за каждого ученика и постоянно повышать качество образования. При переходе в другую школу ученик получит право «забирать» деньги, выделенные государством на его обучение, с собой.
Накануне эксперимента привлеченные Министерством образования и науки РК эксперты ЮНИСЕФ провели разъяснительную работу в управлениях Акмолинской, Актюбинской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей. А для директоров школ были организованы специальные семинары. В частности, для южноказахстанских «пилотников» руководитель финансового центра МО РК Рамазан Алимкулов провел тренинг в Туркестане.
Как выяснилось, де-факто пилотный проект заработал лишь в декабре прошлого года, когда экспериментальным школам было определено подушевое финансирование, подкрепленное документально.
В чем суть нововведения?
С таким вопросом обращаюсь к руководителю управления образования ЮКО Альбине Ельчиевой.
- В нашей области апробации методики нормативного финансирования подлежат 19 школ, - рассказывает главный педагог области. – Девять школ в Казыгуртском районе, шесть – в Сарыагашском и четыре – в Туркестане. Для них из республиканского бюджета дополнительно выделено свыше одного миллиарда тенге. По новой системе финансирования школам будут выделяться средства в зависимости от количества учащихся, а школа приобретает самостоятельность в планировании расходов. В идеальной модели, при жестком контроле со стороны государства и высокой степени ответственности чиновников и педагогов, такая схема не только оптимизирует бюджетные расходы, но и даст новый стимул к развитию образования. Необходимость подобного реформирования вызвана рядом причин, главная из которых - школы финансируются независимо от того, насколько высокий уровень образовательных услуг они предоставляют. Такая схема не стимулирует директоров школ и педагогов, к профессиональному росту. Сегодня школы получают бюджетные средства в равной мере, независимо от количества учащихся и преподавателей региона.
- А как же правильно рассчитать, сколько денег требуется на обучение одного ребенка?
- Обычно это производится в соответствии с требованиями к качеству (материально-техническое и кадровое обеспечение) и результатами образовательного процесса, выполнение которых требует финансовых затрат. Производится калькуляция этих затрат. Полученная сумма делится на число потребителей услуги. Эта величина и является нормативом подушевого финансирования. Министерством образования и науки РК утверждена методика нормативного подушевого финансирования организаций среднего образования. На первом этапе оно будет осуществляться для профильной школы.
В отдельно взятой школе
В Туркестанской школе-гимназии № 15 190 преподавателей обучают 2741 учащегося. По новым нормативам определено 27 тысяч тенге на одного школьника в месяц. Но это при количестве учеников, не превышающем 25 душ в начальном звене и 30 – в средних и старших классах. А если учащихся окажется больше, то изначальная сумма сокращается в два, а то и в три раза.
Новое финансирование школы производится по двум направлениям. Образовательный процесс, включающий в себя стимулирование деятельности учителя в виде премий и надбавок, финансируется из республиканского бюджета. Образовательная среда – материально-техническая часть, включая коммунальные услуги, - из местной казны. Денежные средства распределяются при активном участии экспертной комиссии, куда входят родители, выпускники школы, экономист отдела образования, представитель местного акимата. Состав комиссии утверждается местным акимом. Дополнительная оплата преподавателям (премии и надбавки) производится по полученному результату, который определяется путем ежемесячной аналитической работы, проводимой экспертной группой.
- Мы с радостью воспринимаем нововведение, - говорит директор школы-гимназии Тамара Примжанова. – Хотя, конечно, быть первыми всегда трудно. Выявятся в процессе какие-то недочеты, которые, думаю, сообща мы разрешим. Здесь не следует торопиться, каждый шаг надо рассчитывать, обдумывать, ведь речь идет о детях. Позитивно отнеслись к нововведению учителя. Оно подталкивает их работать эффективнее, самосовершенствоваться, вкладывать в работу душу. Конечно, базовый оклад остается. Кто расти не хочет, тот и будет получать 40 тысяч. Будут работать лучше – будут соответственно и больше получать. Но для этого надо постоянно учиться самому, чтобы было что детям передать. А умный педагог – авторитет для детей. Так мы сможем поднять статус учителя. К слову, уже 20 учителей прошли курсы усовершенствования при Назарбаев школе. Еще 30 подали заявки. Есть у нас и педагог, который прошел трехмесячную стажировку в Кембриджском университете, – преподаватель информатики Ирина Кузьмина.
Ирина Николаевна торопится на урок, но все же не удержалась от короткого комментария:
- Новая система поспособствует росту конкуренции среди учебных заведений, ведь в случае перехода ученика в другую школу выделенные на него деньги уйдут за ним. Подобная схема действительно эффективна и работает во многих странах Европы.
Плюсы
Лиха беда – начало. Нововведение только начали внедрять. Вердикт выносить пока рано. Но уже можно увидеть в реформе плюсы и минусы.
Положительно, что при подушевом финансировании определяются нормативы затрат на содержание здания в зависимости от его типа, года постройки, климатической зоны, коммунальных тарифов в регионе. Ведь сегодня установленные нормы потребления электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды в школах зачастую не соответствуют фактическим расходам, превышают план, рассчитанный по нормам потребления.
У директоров школ появится стимул разумно использовать бюджетные средства, потому что это может повысить их зарплату. На базе действующей системы оценки качества образования будут выявлены те школы, ученики которых показывают лучшие результаты (на уровне района, области, республики). Эти школы дополнительно к бюджету, рассчитанному по нормативам, получат грант. Это вознаграждение будет использовано на усмотрение руководства школы при участии органов самоуправления: выдать премии учителям и директору, улучшить материальную базу, нанять дополнительных работников. Появляются финансовые стимулы для повышения качества образования.
Эксперты прогнозируют, что новый подход позволит активно развивать инклюзивное образование в Казахстане. Предполагается, что на обучение детей с ограниченными возможностями будет выделяться больше финансов, чем для обычных детей.
Стоит отметить, что данная система финансирования не будет поощрять завышенную наполняемость классов, а, наоборот, создаст финансовые стимулы для дробления больших классов. Ведь здесь, как известно, качество вступает в противоречие с количеством. Вместе с тем разрабатывается специальная система финансирования малокомплектных школ. Доля таких школ в республике составляет примерно 54 процента. При этом в них обучаются порядка 16 процентов школьников. В школах с нормативной наполняемостью затраты будут зависеть от числа учеников, тогда как в малокомплектных школах затраты будут зависеть не от числа детей, а от числа классов.
Минусы
В России, где подушевое финансирование школ действует с 1998 года, одним из недостатков образовательной экономики стали «мёртвые души». Для того чтобы выбить себе достойное финансирование, школы зачисляли несуществующих учеников. Под эти мифические показатели они получали вполне реальные деньги из бюджета. История может повториться и у нас. Стараясь увеличить бюджет школы, директора могут пойти по пути наименьшего сопротивления и записывать в ряды учащихся «мертвые души». И, чтобы избежать этого, понадобится жесткий контроль. Вторая проблема, по мнению независимых экспертов, заключается в том, что в погоне за престижем школы будут пытаться избавиться от учащихся с низкой успеваемостью и девиантным поведением. В связи с этим разработчикам необходимо придумать способы стимулирования школ к исправлению таких детей, а не к избавлению от них. Больше всего независимых экспертов смущают сроки. За 3-4 года в Казахстане собираются сделать то, к чему в Австралии, к примеру, шли больше 20 лет. «Это очень хорошее начинание, но только в том случае, если будет внедряться продуманно и постепенно. Не стоит забывать, что речь идёт о детях. Нужно сначала разработать законодательную базу, обучить директоров» - это мнение педагога, ветерана труда Батимы Максутовой.
Нам, в свою очередь, остается надеяться, что и казахстанские чиновники от образования вовремя изучат опыт ближайших соседей, нажмут на тормоза и не рассмешат людей неуемной поспешностью.
К слову, пока готовился материл, стало известно, что намеченная дата перехода на механизм подушевого финансирования на всех уровнях образования – год 2015-ый - отменяется. Сроки отодвинуты на неопределенное время.
Р. Юнусова
На снимках: ученики школы-гимназии № 15 г. Туркестана.
Гимназия №8 получила статус Специализированной гимназии для одаренных детей с обучением на трех языках
всего три года назад, но она очень органично и быстро заняла место среди лучших школ республики.
Я думаю, это произошло благодаря тому, что в гимназии работает замечательный коллектив, очень
творческий и энергичный, который способен решать любые проблемы и который может вести за собой талантливую молодежь.
Битуова Тілдаш Рыскулбековна
1-й директор Республиканского научно-практического центра для одаренных детей "Дарын", г.Астана
Сегодняшнее время - время знаний и новых технологий, время, когда каждый должен показать себя, должен
быть конкурентоспособным. Думаю, что наша гимназия, себя в этом плане вполне оправдала. Гимназия входит в
сотню лучших школ Республики Казахстан, за этим стоит огромный учительский труд, старание ребят,
которые в этой школе учатся. Коллективу учителей желаю самых лучших благ на земле!
Жетписбаев Арман Шарипбаевич
аким города Шымкент
Одной из традиций гимназии №8 является стремление быть всегда впереди, она первой в области стала внедрять
культурную программу Президента РК Н.Назарбаева «Триединство языков». В арсенале учителей гимназии-разработки
учебников, методических пособий; педагогами активно внедряются IТ-технологии. Большинство учителей гимназии
- творческие, одаренные люди. Успехов и новых достижений тебе, Гимназия!
Комекбаева Балхия Абдыманаповна
начальник Областного Департамента Образования ЮКО
Мой сын - счастливый человек. У него в детстве было все самое-самое! Первые главные шаги в образовании
он делал в лучшей школе области-гимназии №8. Первые настоящие друзья появились у него в классе, который
по-настоящему смогла сплотить и сделать командой его первая учительница Ольга Владимировна Полянская. Гимназия №8
для ее выпускников - это альма-матер, храм человеческого добра и светоч науки!
Бекенова Куралай Абдуалиевна
председатель Ассоциации деловых женщин Казахстана в ЮКО
Детская Ассамблея народа Казахстана в гимназии № 8 - это живая, активная и очень творческая организация,
объединяющая ребят более 20 национальностей. Гимназия №8 - это их общий, очень добрый и теплый дом, где есть
место для каждого. Я рада, что в гимназии учились мои дети, а теперь учатся внуки. Желаю нашей гимназии благодарных
и успешных учеников!
Баянкулова Лиза Кадыровна
председатель межэтнического культурного центра «Ынтымак» ЮКО
О гимназии я всегда говорю - моя гимназия. На протяжении многих лет она была, по сути, вторым домом для моих
детей, в этом году здесь заканчивает учебу мой третий ребенок. Высокий профессионализм педагогического коллектива
и хорошая материально техническая база гимназии позволяют нашим детям получить глубокие и прочные знания.
Желаю родной гимназии процветания, продолжения славных традиций!
Шаназаров Муслим Пашаевич
вице-президент Ассоциации любителей бокса ЮКО, родитель