Специализированная гимназия №8 с обучением на трех языках им.М.Х.Дулати
М.Х.Дулати атындағы үш тілде оқытатын мамандандырылған №8 гимназия
www.gymnasia8.kz
Добро пожаловать!
Добро пожаловать на веб-сайт гимназии №8 им. М.Х.Дулати для одаренных детей с обучением на
трех языках - старейшего и наиболее престижного учебного заведения города Шымкента! Мы предлагаем Вам
познакомиться с руководством, историей и структурой школы, узнать о последних новостях и творческих
успехах наших учеников, найти однокласскников и многое другое.
Архимед Искаков: "Пусть учебники пишут те, кто делает это лучше нас"
Казахстанское образование в ожидании перемен. Министерство образования приступает к очередным реформам и модернизации этой сферы. Изменения коснутся всех звеньев образовательной системы. По мнению Архимеда Искакова, директора известной школы Архимеда, "ломка" пациента неизбежна, но без лечения не обойтись.
То, что "доктор" прописал
- Архимед Мынбаевич, Министерство образования, наконец, признало очевидный факт – низкое качество отечественных учебников – и собирается привлечь к их созданию иностранных авторов. Какие государства вы рекомендовали бы в качестве эталона? Не лучше ли покупать готовые учебники по отдельным предметам в других странах?
- Прежде всего, хочу сказать, что я очень рад принятому решению. И я не согласен с бытующим мнением о том, что, признав плохое качество своих учебников, мы расписались в собственном бессилии. Те, кто высказывает подобные суждения, на мой взгляд, не понимают сути вопроса.
Вы же не комплексуете по поводу того, что не вы конкретно изобрели колесо или письменность. Ни у кого где-то в глубинке не возникает идея создать мобильный телефон круче Nokia. Так вот учебники – из той же области. Почему мы не должны пользоваться результатами мирового прогресса в знаниях? Мы должны и просто обязаны это делать, чтобы не остаться за бортом цивилизации.
Понятно, что по отдельным, специфическим для Казахстана дисциплинам, таким, как казахская история, казахская экономическая география, казахский язык и литература, должны быть местные учебники, написанные нашими соотечественниками. Это логично и оправданно. Но я никогда не понимал, какой такой особенный путь может быть у Казахстана в фундаментальных науках.
Нет никакой необходимости изобретать колесо.
Просто нужно взять материал, который хорошо зарекомендовал себя в теории и на практике. Для этого, наверное, придется вести долгие и кропотливые переговоры о покупке лицензии, об авторских правах, получать разрешение на издание и перевод таких учебников в полном объеме. Но это наиболее разумный подход при создании собственного учебного фонда.
Пусть учебники пишут люди, которые делают это лучше нас. И не надо стесняться перенимать, ведь мы перенимаем знания. При этом нужно обратить внимание на лидеров в образовании, страны, в которых на сегодняшний день очень сильны школьные программы – это, например, Франция, Германия, Израиль. При выборе учебников по математике, допустим, я обратил бы внимание на Россию или на американские учебники Саксена.
Повторюсь, что я двумя руками приветствую решение Министерства образования, и хочу лишь пожелать сделать правильный выбор. Отобрать из большого количества лучшее – это непростая, серьезная и тяжелая задача. Ее решение займет не один год. Если очень сильно постараться, думаю, за два года можно получить первые результаты. - А какие рекомендации вы бы дали относительно электронных учебников, введение которых запланировано на более далекую, но все же обозримую перспективу?
- Электронные учебники являются хорошим учебным материалом в дополнение к основному процессу образования. Это своеобразная система приобретения знаний при самостоятельной, дистанционной форме обучения. Как дополнительный источник приобретения знаний они, безусловно, имеют право на существование. Но в качестве основного учебного материала не выдерживают никакой критики. Только здесь опять же важно избежать ошибок, плохого качества, определить авторство. Если бы электронный учебник по математике был написан в Казахстане, я бы его даже не рассматривал. Мнение о том, что советское, а потом российское образование в фундаментальной области было выдающимся, оправданно.
Советское поколение до сих пор помнит выдающихся авторов школьных учебников по математике и геометрии – Киселева, Погорелова. Есть блестящие методические учебники, написанные больше века назад, например, сборник задач Рыбкина – с тех пор ничего лучше не написали. Эти учебники создавались колоссальными авторскими коллективами, ежегодно прокручивались в сотнях тысяч советских школ, ежегодно корректировались и переиздавались. И даже в них проскальзывали ошибки. А сегодня некоторые местные авторы считают, что можно написать учебник по той же математике в одиночку и значительно лучше, чем выдающиеся предшественники. Это называется голыми амбициями, потому что создать учебник в стократ труднее, чем собрать мобильный телефон круче Nokia.
Будет немного больно - Как вы бы охарактеризовали историю казахстанских учебников? Ведь с того момента, как их стали писать в Казахстане, по ним отучилось чуть ли не два поколения школьников…
- Конечно, качество, вернее низкое качество наших учебников стало притчей во языцех, расхожей темой в обществе, среди родителей и педагогов. Эта проблема, действительно, всех достала… Но все-таки я должен сказать, что восемнадцать лет еще не являются показателем. Если бы написать учебник было так просто, мы бы это уже сделали. Но даже среди моих замечательных коллег, которых я очень ценю как знатоков предмета, далеко не все могут даже попытаться написать учебник. Чтобы нам не было грустно, перелистывая казахстанские учебники, на самом деле нужно еще много времени, может быть, 40-50 лет.
Это печально, но, тем не менее, такова реальность. Поэтому надо искать и находить компромиссные варианты. - А вы полагаете, что лет через 50 Казахстан будет иметь свои учебники?
- Я не вижу никакого смысла в том, чтобы такому немногочисленному народу, как Казахстан, иметь собственные учебники по всем дисциплинам. К тому времени, когда мы их выпустим, они устареют.
Образование должно идти след вслед за наукой. Мы всегда будем вынуждены писать новые учебники, которые должны идти вровень с прогрессом. Даже те замечательные советские учебники, о которых я говорил, сегодня нуждаются в корректировке. Мир меняется очень быстро. Когда я в 1970-м году заканчивал школу, в физике были известны четыре элементарные частицы. Сегодня их – тысячи. - Будет ли, на ваш взгляд, работать механизм подушевого финансирования в школах, введение которого, по мнению Министерства образования, заставит учителей бороться за каждого ученика?
- Это может оказаться большой ошибкой. Большинство казахстанских школ являются малокомплектными – эту специфику необходимо учитывать. Я понимаю, что такое решение является реакцией на пожелания общественности. Но если сейчас ввести подушевое финансирование, то через несколько лет можно будет увидеть порочность этой системы, прийти к большим осложнениям и осознать ее непригодность для нас. Чтобы выправить ситуацию, нужно будет потратить еще несколько лет.
- Правительство одобрило программу развития образования на ближайшие десять лет. Как она может отразиться на средней школе вообще и в частности на вашей?
- Результаты и последствия прогнозировать трудно. Я даже сказать ничего не могу по этому поводу. Реформы всегда болезненны, не всегда безошибочны и не сразу приводят к результатам. Я понимаю, что это не тот процесс, от которого получаешь кайф. Поначалу школам будет сложно, некомфортно, наверняка будут потери. Но преобразования в среднем образовании необходимы.
По моему мнению, это безусловная необходимость. Нужно набраться терпения, потому что серьезные реформаторские шаги не дают быстрых результатов, тем более в образовании. Ближайшие промежуточные итоги можно будет подвести только через 7-8 лет.
Источник: www.camonitor.com, 12 сен 2010
Говорят о гимназии
Гимназия №8 получила статус Специализированной гимназии для одаренных детей с обучением на трех языках
всего три года назад, но она очень органично и быстро заняла место среди лучших школ республики.
Я думаю, это произошло благодаря тому, что в гимназии работает замечательный коллектив, очень
творческий и энергичный, который способен решать любые проблемы и который может вести за собой талантливую молодежь.
Битуова Тілдаш Рыскулбековна
1-й директор Республиканского научно-практического центра для одаренных детей "Дарын", г.Астана
Сегодняшнее время - время знаний и новых технологий, время, когда каждый должен показать себя, должен
быть конкурентоспособным. Думаю, что наша гимназия, себя в этом плане вполне оправдала. Гимназия входит в
сотню лучших школ Республики Казахстан, за этим стоит огромный учительский труд, старание ребят,
которые в этой школе учатся. Коллективу учителей желаю самых лучших благ на земле!
Жетписбаев Арман Шарипбаевич
аким города Шымкент
Одной из традиций гимназии №8 является стремление быть всегда впереди, она первой в области стала внедрять
культурную программу Президента РК Н.Назарбаева «Триединство языков». В арсенале учителей гимназии-разработки
учебников, методических пособий; педагогами активно внедряются IТ-технологии. Большинство учителей гимназии
- творческие, одаренные люди. Успехов и новых достижений тебе, Гимназия!
Комекбаева Балхия Абдыманаповна
начальник Областного Департамента Образования ЮКО
Мой сын - счастливый человек. У него в детстве было все самое-самое! Первые главные шаги в образовании
он делал в лучшей школе области-гимназии №8. Первые настоящие друзья появились у него в классе, который
по-настоящему смогла сплотить и сделать командой его первая учительница Ольга Владимировна Полянская. Гимназия №8
для ее выпускников - это альма-матер, храм человеческого добра и светоч науки!
Бекенова Куралай Абдуалиевна
председатель Ассоциации деловых женщин Казахстана в ЮКО
Детская Ассамблея народа Казахстана в гимназии № 8 - это живая, активная и очень творческая организация,
объединяющая ребят более 20 национальностей. Гимназия №8 - это их общий, очень добрый и теплый дом, где есть
место для каждого. Я рада, что в гимназии учились мои дети, а теперь учатся внуки. Желаю нашей гимназии благодарных
и успешных учеников!
Баянкулова Лиза Кадыровна
председатель межэтнического культурного центра «Ынтымак» ЮКО
О гимназии я всегда говорю - моя гимназия. На протяжении многих лет она была, по сути, вторым домом для моих
детей, в этом году здесь заканчивает учебу мой третий ребенок. Высокий профессионализм педагогического коллектива
и хорошая материально техническая база гимназии позволяют нашим детям получить глубокие и прочные знания.
Желаю родной гимназии процветания, продолжения славных традиций!
Шаназаров Муслим Пашаевич
вице-президент Ассоциации любителей бокса ЮКО, родитель