Специализированная гимназия №8 с обучением на трех языках им.М.Х.Дулати
М.Х.Дулати атындағы үш тілде оқытатын мамандандырылған №8 гимназия
www.gymnasia8.kz
Добро пожаловать!
Добро пожаловать на веб-сайт гимназии №8 им. М.Х.Дулати для одаренных детей с обучением на
трех языках - старейшего и наиболее престижного учебного заведения города Шымкента! Мы предлагаем Вам
познакомиться с руководством, историей и структурой школы, узнать о последних новостях и творческих
успехах наших учеников, найти однокласскников и многое другое.
Все начинается со школы. В ней человек делает первые шаги своего становления. А какой должна быть современная школа, чтобы старт в жизнь был мощным?
В послании народу Казахстана Президент РК Нурсултан Назарбаев сказал: "Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для
высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. С 2OO8 года мы должны перейти на 12-летнее образование, повысить профессиональный уровень педагогов, качество учебников и образовательных программ". Задачи ясны, но как они реализуются в жизнь? На этот глобальный вопрос мы попросили ответить Ергали Сарманова, директора департамента образования Южно-Казахстанской области.
- Ергали Сатыбалдиевич, в результате нехватки школ в некоторых из них дети учатся в три смены. Как планируется решить этот вопрос?
- Начнем с того, что в нашей области высокая рождаемость. Вопрос строительства школ поэтому всегда актуален. И если сравнивать с другими областями, то больше всего школ строится в ЮКО. С 2005 г. ведется строительство 27 объектов на сумму 735,3 млн. тенге, выделенных из местного
бюджета. К концу прошлого года 15 школ были сданы. В планах на 2006 год - достроить оставшиеся объекты и начать строительство 20 профильных школ-интернатов в районных центрах и густонаселенных пунктах области. Если такие темпы сохранятся и каждый год будет вводиться 20 новых школ, то к 2010 году проблема с учебными местами будет снята с повестки дня.
Какова обстановка с дошкопьными учреждениями, их явно не хватает?
- Сегодня в Шымкенте 85 детских садов, 32 находятся в сельских населенных пунктах. Количество дошкольных учреждений по области увеличилось со 109 до 117, в них воспитывается 18456 детей. Работают 14 комплексов "Школа-детский сад". В предшкольных подготовительных группах детских садов и подготовительных группах школ в общем обучаются 44115 детей, это 53,5%. 2006 год, согласно заданию областного акима, в области будет проходить под девизом "Мы строим детский сад". В сельских округах будут строиться детские сады на 25-50 мест.
Поэтому многие районы стараются изыскать и выделить средства на строительство из своего бюджета. Так, по плану в этом году в селе Шаян будет строиться ясли-детский сад на 140 мест. А на 2007 год запланировано строительство детского сада на 280 мест в мкр. "Нурсат". Кроме этого, рассматривается инициатива "Детский сад-дом" по опыту российских коллег. Принцип здесь такой, что семьи, решившие организовать детский сад-дом, должны получить соответствующую лицензию, создать все необходимые условия по санитарии, пожарной безопасности и т. д. После чего набирают 20-30 детей и работают на платной основе.
- Как в Южном Казахстане решается вопрос с педагогическими кадрами? Достаточно ли педагогов, каков уровень их профессиональной подготовки?
- В общеобразовательных школах области работают 53285 педагогов, из них с высшим образованием - 43156, с незаконченным высшим образованием - 2699, со средним профессиональным образованием - 7411 человек. Высшую категорию имеют 6906, первую категорию - 12610, вторую категорию - 15936 педагогов. В 2005 году прибыло 614 молодых специалистов, из них 576 - из высших учебных заведений, 38 - из средних профессиональных учебных заведений.
Общеобразовательные школы в основном полностью обеспечены педагогическими кадрами. В отдаленных сельских местностях не хватает учителей математики в русских классах.
Молодые специалисты, получившие направление в сельскую местность, туда не выезжают. Это связано с тем, что льготы, которые имели молодые специалисты прежде, сейчас отменены. Подъемные деньги им не выплачивают, жильем не обеспечивают, землю не выделяют.
На основании приказа министра образования и науки РК от 22 октября 2004 года N854 областной департамент образования в 2005 году в мае-июне провел аттестацию руководителей государственных организаций.
На основании поручения акима области в августе 2005 года районные и городские отделы образования провели Педагогическую ярмарку вакансий". На 571 вакантное место подали заявки 1793
специалиста, из них 571 был трудоустроен, 787 поставлены в резерв. В области по педагогическим специальностям обучают 26 колледжей, контингентом учащихся - 5510. В 2006 году они выпустят 1061 учащегося, МКТУ - 821, КЖГУ- 1125 педагогов.
Каково положение с учебниками? Продолжится ли информатизация школ?
- Издательств, выпускающих новые учебники, сейчас много. Среди них существует конкуренция, при которой школы могут выбрать необходимые учебники по своему усмотрению. Заявки школ выявят в дальнейшем учебную литературу, которая пользуется большим спросом. На текущий учебный год
более 77% школьников были обеспечены бесплатными учебниками. В настоящее время к сети Интернет подключено 856 школ, в том числе 675 сельских. На подключение школ к сети Интернет в 2006 году выделены средства из республиканского бюджета. Совместно с АО "Казахтелеком" по всей области телефонизировано 886 школ.
- Ергали Сатыбалдиевич, что помогает преодолевать трудности, встречаюшнеся в вашей деятельности, какие достижения радуют, что хотелось бы изменить?
- В последнее время положение школ радует. Педагогические коллективы стараются и показывают хорошие результаты. Отношение людей к обучающим процессам постепенно изменилось. Ученики и родители понимают, что хорошие знания помогут в дальнейшем по лучить востребованные профессии, по этому с их стороны повысилась активность. Есть желание участвовать в новых программах, зарабатывать высокие баллы, получать возможность обучаться в ближнем и дальнем зарубежье. Об этом свидетельствует анализ итогов ЕНТ выпускников 2005 года. В ЕНТ при
няли участие 26773 учащихся. Из них наибольшее количество выпускников из г. Шымкента - 85%. Свыше ста баллов набрали 724 человека. 12 выпускников показали наивысший результат, набрав
120 баллов. Количество учеников, получивших менее 40 баллов, снизилось до 11,6% (для сравнения в прошлом году пороговый уровень не преодолели 25% участников ЕНТ). От 40 до 70 баллов набрали 60% выпускников. Четвертая часть выпускников (25,6%) заработали в ЕНТ от 71 до 100 баллов.
185 выпускников стали обладателями знака "Алтын белгi". Из них трое поступили в высшие учебные заведения Франции, 1 - США, 1 - Китая, 2 - Турции, 5 - России. 26 поступили в Казахстанско-Британский технический университет, 3 - в КИМЭП, 25 - в Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева. Остальные 118 отличников поступили в ведущие вузы городов Шымкента, Караганды, Астаны и Алматы. По результатам ЕНТ 14 школ области, из них 20 выпускников, вошли в список 100 лучших школ Казахстана.
- В 2OO8 году Казахстан перейдет на 12-летнюю систему образования. Как идет подготовка к этому переходу?
- Главной целью 12-летнего среднего образования является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Особую значимость в условиях 12-летнего образования приобретает уровень дошкольного образования и воспитания. Дошкольная подготовка пятилетних детей должна осуществляться с учетом психологических, педагогических, физических, физиологических требований как главное условие качества подготовленности детей для обучения в начальной школе. 1-ая ступень среднего общего образования (1-4 классы). Возраст начала обучения - 6 лет. Продолжительность обучения - 4 года. Основное назначение 1 -ой ступени - раскрытие ндивидуальности обучаемого, приобретение им возможностей к самореализации, осмысление знаний об окружающей действительности, формирование желания и умения учиться, т.е. создание подлинной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, формирование у младших школьников целостной учебной деятельности.
2-ая ступень среднего общего образования (5-10 классы). Продолжительность обучения - 6 лет.
Основное назначение 2-ой ступени - создание условий для получения основного общего образования, формирование целостного мировоззрения, культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личное и организация учебной деятельности, способствующей овладению механизмами самоорганизации личности, методами научного познания, способами теоретического мышления, возникновение профессиональных и познавательных намерений.
3-я ступень среднего общего образования (11-12 классы). Продолжительность обучения - 2 года.
Основное назначение третьей ступени - создание условий для реализации профильного обучения, которое является завершающим этапом среднего общего образования, ориентированного на индивидуализацию и дифференциацию обучения, социализацию обучающихся в соответствии с потребностями, интересами и намерениями старшеклассников в отношении продолжения образования и способствующего личностному и жизненному самоопределению учащихся.
Естественно, на подготовительном этапе перехода средней школы на 12-летнее обучение необходимо решить ряд серьезных задач организационно-управленческого, финансового, кадрового обучения.
По этому поводу в нашей области при областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров организован кабинет 12-летнего образования, в нем работают 8 методистов, в кабинете можно ознакомиться с новейшей литературой, получить консультации.
В 2005 году прошли курсы 3240 педагогов, это директора школ, заместители директоров, учителя начальных классов, психологи. В области работают 6 экспериментальных школ, одна из них в г. Шымкенте - это гимназия N 8. Налажена тесная связь с вузами нашей области, приглашаются опытные кандидаты наук и профессора. Также работаем в тесном контакте с республиканским институтом повышения квалификации. Более 30-ти методистов и преподавателей кафедры прошли курсы в г. Алматы и Астане.
Гимназия №8 получила статус Специализированной гимназии для одаренных детей с обучением на трех языках
всего три года назад, но она очень органично и быстро заняла место среди лучших школ республики.
Я думаю, это произошло благодаря тому, что в гимназии работает замечательный коллектив, очень
творческий и энергичный, который способен решать любые проблемы и который может вести за собой талантливую молодежь.
Битуова Тілдаш Рыскулбековна
1-й директор Республиканского научно-практического центра для одаренных детей "Дарын", г.Астана
Сегодняшнее время - время знаний и новых технологий, время, когда каждый должен показать себя, должен
быть конкурентоспособным. Думаю, что наша гимназия, себя в этом плане вполне оправдала. Гимназия входит в
сотню лучших школ Республики Казахстан, за этим стоит огромный учительский труд, старание ребят,
которые в этой школе учатся. Коллективу учителей желаю самых лучших благ на земле!
Жетписбаев Арман Шарипбаевич
аким города Шымкент
Одной из традиций гимназии №8 является стремление быть всегда впереди, она первой в области стала внедрять
культурную программу Президента РК Н.Назарбаева «Триединство языков». В арсенале учителей гимназии-разработки
учебников, методических пособий; педагогами активно внедряются IТ-технологии. Большинство учителей гимназии
- творческие, одаренные люди. Успехов и новых достижений тебе, Гимназия!
Комекбаева Балхия Абдыманаповна
начальник Областного Департамента Образования ЮКО
Мой сын - счастливый человек. У него в детстве было все самое-самое! Первые главные шаги в образовании
он делал в лучшей школе области-гимназии №8. Первые настоящие друзья появились у него в классе, который
по-настоящему смогла сплотить и сделать командой его первая учительница Ольга Владимировна Полянская. Гимназия №8
для ее выпускников - это альма-матер, храм человеческого добра и светоч науки!
Бекенова Куралай Абдуалиевна
председатель Ассоциации деловых женщин Казахстана в ЮКО
Детская Ассамблея народа Казахстана в гимназии № 8 - это живая, активная и очень творческая организация,
объединяющая ребят более 20 национальностей. Гимназия №8 - это их общий, очень добрый и теплый дом, где есть
место для каждого. Я рада, что в гимназии учились мои дети, а теперь учатся внуки. Желаю нашей гимназии благодарных
и успешных учеников!
Баянкулова Лиза Кадыровна
председатель межэтнического культурного центра «Ынтымак» ЮКО
О гимназии я всегда говорю - моя гимназия. На протяжении многих лет она была, по сути, вторым домом для моих
детей, в этом году здесь заканчивает учебу мой третий ребенок. Высокий профессионализм педагогического коллектива
и хорошая материально техническая база гимназии позволяют нашим детям получить глубокие и прочные знания.
Желаю родной гимназии процветания, продолжения славных традиций!
Шаназаров Муслим Пашаевич
вице-президент Ассоциации любителей бокса ЮКО, родитель