Специализированная гимназия №8 с обучением на трех языках им.М.Х.Дулати
М.Х.Дулати атындағы үш тілде оқытатын мамандандырылған №8 гимназия
www.gymnasia8.kz
Добро пожаловать!
Добро пожаловать на веб-сайт гимназии №8 им. М.Х.Дулати для одаренных детей с обучением на
трех языках - старейшего и наиболее престижного учебного заведения города Шымкента! Мы предлагаем Вам
познакомиться с руководством, историей и структурой школы, узнать о последних новостях и творческих
успехах наших учеников, найти однокласскников и многое другое.
В связи с массовым отъездом в период первых лет становления независимости сотен тысяч опытных специалистов и просто образованных людей, экономика страны испытывает сейчас острую нехватку высокопрофессиональных кадров разного профиля.
Да и те дипломированные выпускники многочисленных вузов, профессии которых с избытком представлены на нашем рынке труда, по качеству своей подготовки и элементарной грамотности оставляют желать лучшего.
Почему в Казахстане много людей с высшим образованием и не хватает профи? Высказать свое мнение по этому поводу мы попросили нескольких представителей сферы образования.
Глупцы родом из детства
Подготовка к взрослой, в том числе и будущей профессиональной жизни, начинается с первых лет жизни ребенка. С первых прочитанных книжек, с рассказов мам и пап о природе и назначении вещей. С многочисленных "почему" на тему "откуда что берется и куда девается" и так далее. В советские времена большую нагрузку в плане воспитания брали на себя детские дошкольные учреждения.
- Сейчас из-за нехватки детских садов, - говорит преподаватель начальных классов одной из алматинских общеобразовательных школ Нина Березина, дети приходят в школу в своей массе совершенно неподготовленными, а подчас просто глупыми для своего возраста.
Я не говорю, конечно, о детях, образованием и подготовкой к школе которых занимались дипломированные гувернантки - они исключение. Естественно, главное дело школьных педагогов - восполнять пробелы в умах наших маленьких воспитанников. Но насколько было бы это легче делать, если дети приходили хоть немного подготовленными. Ведь порой доходит до абсурда - объясняешь тему простыми словами, а дети начинают спрашивать о смысле слов, которые произносит учитель. Типа "а что такое киоск?" или "что значит рама, розетка, веник и так далее". Дети не знают значения простейших слов!
По-моему, в первую очередь, нужно восстанавливать в прежнем объеме и качестве систему дошкольного воспитания, которая успешно функционировала в период СССР. Что, в свою очередь, благотворно отразится на среднем и высшем образовании.
Алматинка Ирина Шемратова - мать двоих детей тоже считает, что образовывать дошколяшек на дому сейчас очень дорого и хлопотно. Для этого современной маме придется сидеть дома, а не работать. Что могут себе позволить далеко не многие семьи.
К тому же книги для малышей, которые продаются сегодня в городских магазинах довольно дорогие. А недорогих книжек-малышек не найдешь днем с огнем. Коммерсантам невыгодно торговать дешевым товаром. Будь то книги или развивающие настольные игры. В итоге страдают наши дети.
Нет хороших книг - нет кругозора.
Инна Смагулова - завуч по учебной части общеобразовательной школы Бостандыкского района Алматы затронула другую проблему, связанную с подготовкой молодых специалистов.
- Увы, - говорит Инна Оскаровна, я часто сталкиваюсь в моей работе с тем, что приходит к нам работать молодой преподаватель после окончания вуза и уже на собеседовании выясняется - у молодого человека или девушки серьезные проблемы с кругозором. Выпускники сегодняшних вузов элементарно не начитаны. Если это математик, он не ориентируется в мировой истории и литературе. Если филолог, то с трудом отличает космическую станцию от ракетоносителя и тому подобное. А ведь наличие широкого кругозора - это основное требование к современному учителю.
Стоп! Ключевое слово в высказываниях опытного завуча "не начитаны". Вот в этом-то кроется еще одна серьезная проблема казахстанского общества - малочисленность и плохая комплектация библиотек (хотя домашняя библиотека, заметим, все же играет более основополагающую роль в развитии ребенка).
Начнем с цифр. В период до 1990 года в Алматы городских библиотек было 23. Спустя 15 лет, их по-прежнему 23!
Население города выросло чуть ли не на треть, а библиотечный воз и ныне там. Пополнение библиотечного фонда, по словам сотрудников городской библиотеки имени Чехова, происходит также очень трудно, именно трудно - денег выделяется мало. И к тому же заполучить книги, которые наиболее востребованы населением, не всегда удается. Здания библиотек не ремонтируются в течение многих лет. О размере же заработной платы сотрудников лучше и не говорить - это отдельная и очень грустная тема.
Как и история о разграблении фондов библиотек в период "безвременья". Когда советское превращалось в капиталистическое, и контроль со стороны государства почти отсутствовал.
Тогда "под шумок" были прикарманены самые редкие, ценные и просто хорошие книги. А мы говорим об узком кругозоре…
Тут бы нашему населению обычную грамотность не растерять, не говоря уж о самосовершенствовании и интеллектуальном росте. Тем более, что современный казахстанский книжный рынок формируется вне зависимости от спроса нашего населения на ту или иную литературу. Он фактически дикий и наполнен той продукцией, которую предлагают российские издатели. А это в массе своей - бульварные романы, мыльные оперы, боевики и детективы низкого качества. Беда казахстанского книжного рынка в том, что мы практически не имеем собственного издательского производства. Кроме учебников, за ре-едким исключением, в Казахстане ничего не издается!
Поэтому купить сегодня импортную энциклопедию, хорошую научно-популярную литературу или стоящий бестселлер по карману не каждому казахстанцу. А ведь мы ведем сейчас речь в основном о горожанах. Что же говорить о сельской местности? Там дела с библиотечным делом, да и с образованием в целом, совсем плохи. Оно и понятно. Жить и работать на селе, получая зарплату современного библиотекаря или учителя - все равно, что быть постоянным курсантом школы выживания. Поэтому и желающих мало…
Дипломированные неучи
Итак, проучившись кое-как в школе, не прочитав и половины книг, которые между делом прочитывал средний советский школьник, малограмотный выпускник казахстанской среднестатистической школы отправляется поступать в вуз. Он начинает готовиться к экзаменам, простите к тестированию - это когда не как раньше нужно было знать и уметь рассказать весь материал на заданную тему, а лишь заучить, как попугай, правильные ответы на вопросы по книжице с тестами.
Помнится, советские абитуриенты для того, чтобы подготовиться лишь к одному экзамену прочитывали ко дню сдачи целиком все учебники по данному предмету, начиная с 4-го или 5-го класса по 10-й. И так перед каждым из пяти-шести и более вступительных экзаменов. И это, не говоря о вузах, где для поступления знания школьной программы не всегда считалось достаточным.
- Наше, советское образование, - рассказывает преподаватель одного из вузов с 40-летним стажем Асия Табанова, ценилось во всем мире, особенно техническое. Наша школьная программа советских времен считалась одной из самых сложных, но зато она как нельзя лучше готовила к поступлению в соответствующий институт. Я не понимаю зачем, имея такой богатый опыт, накопленный советской системой среднего и высшего образования, нам понадобилось перенимать чужой - куда менее удачный.
И действительно, наша наука в советские годы опережала по целому ряду направлений разработки западных ученых. С внедрением в производство, правда, мы всегда опаздывали или не использовали собственные ноу-хау вовсе. Но то, что по интеллектуальному потенциалу были впереди планеты всей - это признали даже наши прежние оппоненты.
О методиках обучения в высших учебных заведениях можно спорить до хрипоты. Но есть в наших вузах особая беда, характерная, наверное, именно для нашей республики - повальная коррупция в среде преподавательских коллективов.
Для сегодняшних студентов уже является нормой покупная система зачетов и экзаменов. В городе существует устойчивая "тарифная сетка" цен на зачеты и экзамены. И характеристика дорогого или дешевого вуза присваивается теперь народной молвой не в зависимости от того, сколько составляет официальная плата за обучение, а в зависимости от стоимости этих самых экзаменов и зачетов.
По этой неофициальной, черной тарифной сетке, к примеру, КазНУ считается самым дорогим вузом страны. Экзамен там стоит 5 тысяч тенге. В других вузах поменьше, но в среднем сессия обходится нашим студентам в пределах от 150 до 200 долларов. О каком уровне образования тут можно говорить? Разумеется, о самом низком.
Получается, пока мы не восстановим систему дошкольного воспитания, не дореформируем систему среднего и не вернемся к старой испытанной форме высшего образования, не избавимся от коррупции в вузах, не видать нам когорт высокопрофессиональных специалистов как своих ушей.
Тут уж ни о каких отечественных ноу-хау и мечтать не приходится. Дипломированные неучи, купившие каждую строчку в дипломе, нам их точно не создадут. И экономику страны тем более не поднимут. Может лишь "Болашак" со временем хоть немного облегчит ситуацию с подготовкой высококлассных кадров. Время покажет. А пока, увы, увы, увы…
Источник: Лючия Стоните, специально для Gazeta.kz, 05 сен 2005
Говорят о гимназии
Гимназия №8 получила статус Специализированной гимназии для одаренных детей с обучением на трех языках
всего три года назад, но она очень органично и быстро заняла место среди лучших школ республики.
Я думаю, это произошло благодаря тому, что в гимназии работает замечательный коллектив, очень
творческий и энергичный, который способен решать любые проблемы и который может вести за собой талантливую молодежь.
Битуова Тілдаш Рыскулбековна
1-й директор Республиканского научно-практического центра для одаренных детей "Дарын", г.Астана
Сегодняшнее время - время знаний и новых технологий, время, когда каждый должен показать себя, должен
быть конкурентоспособным. Думаю, что наша гимназия, себя в этом плане вполне оправдала. Гимназия входит в
сотню лучших школ Республики Казахстан, за этим стоит огромный учительский труд, старание ребят,
которые в этой школе учатся. Коллективу учителей желаю самых лучших благ на земле!
Жетписбаев Арман Шарипбаевич
аким города Шымкент
Одной из традиций гимназии №8 является стремление быть всегда впереди, она первой в области стала внедрять
культурную программу Президента РК Н.Назарбаева «Триединство языков». В арсенале учителей гимназии-разработки
учебников, методических пособий; педагогами активно внедряются IТ-технологии. Большинство учителей гимназии
- творческие, одаренные люди. Успехов и новых достижений тебе, Гимназия!
Комекбаева Балхия Абдыманаповна
начальник Областного Департамента Образования ЮКО
Мой сын - счастливый человек. У него в детстве было все самое-самое! Первые главные шаги в образовании
он делал в лучшей школе области-гимназии №8. Первые настоящие друзья появились у него в классе, который
по-настоящему смогла сплотить и сделать командой его первая учительница Ольга Владимировна Полянская. Гимназия №8
для ее выпускников - это альма-матер, храм человеческого добра и светоч науки!
Бекенова Куралай Абдуалиевна
председатель Ассоциации деловых женщин Казахстана в ЮКО
Детская Ассамблея народа Казахстана в гимназии № 8 - это живая, активная и очень творческая организация,
объединяющая ребят более 20 национальностей. Гимназия №8 - это их общий, очень добрый и теплый дом, где есть
место для каждого. Я рада, что в гимназии учились мои дети, а теперь учатся внуки. Желаю нашей гимназии благодарных
и успешных учеников!
Баянкулова Лиза Кадыровна
председатель межэтнического культурного центра «Ынтымак» ЮКО
О гимназии я всегда говорю - моя гимназия. На протяжении многих лет она была, по сути, вторым домом для моих
детей, в этом году здесь заканчивает учебу мой третий ребенок. Высокий профессионализм педагогического коллектива
и хорошая материально техническая база гимназии позволяют нашим детям получить глубокие и прочные знания.
Желаю родной гимназии процветания, продолжения славных традиций!
Шаназаров Муслим Пашаевич
вице-президент Ассоциации любителей бокса ЮКО, родитель