Специализированная гимназия №8 с обучением на трех языках им.М.Х.Дулати
М.Х.Дулати атындағы үш тілде оқытатын мамандандырылған №8 гимназия
www.gymnasia8.kz
Добро пожаловать!
Добро пожаловать на веб-сайт гимназии №8 им. М.Х.Дулати для одаренных детей с обучением на
трех языках - старейшего и наиболее престижного учебного заведения города Шымкента! Мы предлагаем Вам
познакомиться с руководством, историей и структурой школы, узнать о последних новостях и творческих
успехах наших учеников, найти однокласскников и многое другое.
16 сентября при содействии газеты "Южный Казахстан" был проведён круглый стол на тему "Школа-общество-родители". В заседании участвовали директора школ № 8, 12, 23, 30, 38, 65 и др.
"Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику, - говорил в Послании народу Президент страны Н. Назарбаев. - Но все начинается со школы.
Поэтому с 2008 года мы должны перейти на 12-летнее общее среднее образование, повысить профессиональный уровень педагогов, качество учебников и образовательных программ. Мы обязаны вернуть престиж и достоинство профессии учителя". Этот круг вопросов и стал предметом обсуждения за "круглым столом" на тему "Школа-общество-родители". В заседании участвовали заведующая городским отделом образования К. Кадирбаева и директора и завучи школ №№8,12,23,30,38,39, 45,46,65.
Тактики разные, стратегия одна - создание школы XXI века
ВЕДУЩАЯ: Сегодня во многих школах созданы экспериментальные площадки, внедрены инновационные технологии обучения. Тактики разные, и это поощряется, а вот стратегия одна - создать школу XXI века. Хотелось бы услышать, что дают эксперименты.
Б. КОМЕКБАЕВА, директор школы-гимназии №8: Ускоренная модернизация всего нашего государства не может оставить вне этого процесса школу. Президент поставил задачу, чтобы каждый выпускник владел тремя языками. В связи с этим в нашей гимназии в седьмом классе в качестве эксперимента ведется полиязычное обучение. Биологию дети изучают на английском, историю и литературу Казахстана - на казахском и остальные предметы - на русском. Сразу скажу, эксперимент прошел успешно. Усвояемость предметов была продуктивнее, чем мы предполагали. Особенно биологии. Вызвано это было тем, что у детей высок интерес к изучению английского. Да и учитель биологии хорошо владел этим языком. (Хотя мое личное мнение - на английском надо преподавать географию и страноведение.) Но высветились и проблемы.
К казахскому дети по-прежнему относятся с прохладцей. Да и нет новых учебников, учили по старым, со скудным словарным запасом. По-прежнему остра проблема с кадрами. Уехал в этом году наш биолог и равноценной замены ему пока нет. В общем, система образования должна быть готова к экспериментам, которые идут в школе, приближая ее по требованиям к школе XXI века. Мы уже, кстати, три года принимаем и обучаем ребят с шести лет. Поменяли прежние технологии на интерактивные методы преподавания, ввели преподавание бизнес-английского с целью подготовки будущих менеджеров и переводчиков, установили контакты с кафедрой туризма ЮКГУ.
И. ИВАНЦОВА, директор школы-лицея №23: Наша школа носит статус лицея. Так как мы привязаны к микрорайону, то принимаем всех детей, а значит, с разным уровнем подготовки. После тестирования умеющие бегло читать определяются в начальные классы интенсивного обучения, в которых нет букварного периода. Это вызывает непонимание у родителей, и все время приходится объяснять, что это не деление на элиту и простых детей. Просто у более подготовленных ребят не должен с самого начала остыть запал учиться. Да и к пятому классу дети из "обычных", как правило, догоняют, а некоторые и перегоняют сверстников. Беда в другом. Школа перегружена. Она рассчитана на 980 детей, а обучаем 2187. Вместо 44 -77 классов-комплектов. Но в этих условиях мы делаем все, чтобы дети не потеряли интереса учиться. Однако слабо в этом плане ощущаем поддержку родителей. Не все, конечно, но большая часть их считает своей задачей одеть и накормить ребенка, обеспечить его атрибутами современной жизни - той же видеотехникой. А все остальное - воспитание и образование - возложено на школу. А ведь в первую голову за воспитание детей отвечает семья. Даже на родительские собрания сегодня приходят... няни. А некоторые мамы позволяют себе по-хамски отчитывать учителя.
Высокий престиж учителя - в интересах семьи и общества
К. КАДИРБАЕВА: Не секрет, что социальное расслоение в обществе привело к снижению статуса педагога. На него сегодня дети современных нуворишей смотрят свысока, "презирают" за бедность, принимают за обслуживающий персонал. Способствует этому не только низкий уровень зарплаты, но и фильмы, статьи, в которых на единичных примерах формируется общее представление об учителях не с лучшей стороны. А ведь авторитет его - в интересах и семьи, и общества. Учитель и духовность - слова-синонимы.
Б. КОМЕКБАЕВА: Пока все силы государства были брошены на поднятие экономики, общество оказалось в духовном вакууме: прежние ценности, а главная из них - воспитание на позитиве, были отброшены, положительных примеров в СМИ не стало, критикой школы подорваны были даже основы основ - уверенность в том, что добро непременно побеждает зло, разумное - безрассудство... Оставалась верной этим принципам школа. Но ее то и дело упрекали в консерватизме. А уж как учить - учителя учили все: пресса, родители, не замечая, что тем самым подрывают его авторитет. И в то же время очень редкими были публикации о другом - об ответственности родителей за воспитание собственных детей. У насесть законы, но ни один из них не работает. Ни один родитель не был привлечен к суду за пренебрежение ответственностью за своих детей.
К. КАДИРБАЕВА: через ИДН были оштрафованы 38 родителей. Но размер штрафа - 878 тенге -сумма просто смехотворная. Да и количество оштрафованных - мизер. Сегодня около 25 процентов родителей самоустранились от воспитания своих детей.
О. ЛЕВИКОВА: Надо признать, что многие рычаги влияния на них, бывшие в арсенале советской школы, сегодня утеряны. Родитель уже не боится писем из школы на работу и разборов в коллективе. А самый большой парадокс - интеллигенция не может найти общего языка со школой. Те же учителя из других школ, которые одновременно наши родители. А пока школа будет одна - до тех пор не стоит ждать качественного образования и воспитания.
О. ЛЕВИКОВА: Наряду с учительским нужно поднимать статус родителя. И еще нужна инстанция, оказывающая влияние через общество. Если родители не хотят слышать педагога, школу, то пусть услышат общественное мнение через СМИ.
Б. КОМЕКБАЕВА: в США, где нам довелось побывать, оба родителя обязательно участвуют в воспитательном процессе школы. И там, если подростка задержали поздно вечером на улице, вызывают родителей, а не как у нас, учителей или директора. Случалось - поднимали в три часа ночи. Получается, что школа сегодня как круглосуточная камера хранения.
ВЕДУЩАЯ: Если по недопониманию или умышленно большая часть родителей игнорирует школу, может, ей сделать шаг навстречу? Самой или с помощью общественных организаций?
О. ЛЕВИКОВА: Мы пережили очень тяжелое время. Именно школа вынесла на себе крест покаяния за развал строя, за распри и экономическую разруху. Сейчас мы возвращаемся к тому, откуда начинался откат назад. Дети подражают взрослым и кумирам. Но если в семье царит дух рвачества, а с экранов восторгаются криминальным авторитетом, если порушены духовные основы - совесть, честь, субординация, уважительное отношение к старшему, женщине, учителю, если пренебрегаются статьи Конституции, законов, Декларации прав человека и ребенка, то одной только школе со всем этим не справиться. Во всем мире существуют общественные суды совести. А сообщества в США, в которые входят соседи, только так отчитывают нерадивых родителей. Не помогают - они подают на них в суд. Очень невелико участие наших родителей в делах школы. У нас все это сдвинулось с места три года назад, когда создали фонд школы. Он, кстати, помимо решения многих проблем, поднял и статус родителя как полноправного участника образовательно-воспитательного процесса.
Ж. АЛЬЖАНОВА, завуч СШ № 39: В 16 микрорайоне, где расположена наша школа, есть немало ребят, склонных к правонарушениям. Чтобы предупредить их, мы разработали стратегию работы с такими детьми. Со стороны школы -это помощь социолога и психолога, организация спортивных соревнований, обучающих семинаров для родителей. Помощь последних проявляется сегодня в организации ими дежурств в обе смены, участии в мероприятиях, организуемых по месту жительства, знакомстве с концепцией воспитания детей, переживших трудную ситуацию, тактикой и стратегией программы. Прошло всего полгода, но уже есть реальные результаты.
А. ЖУСУПОВА, директор СШ № 38: На базе нашей школы действует НПО "Интеллект" (З.Сей-тбекова). И я бы хотела отметить, что влияние его распространяется не только на наших детей. В летнем лагере по воспитанию правовой культуры отдыхали и учились ребята из других школ, в СШ № 8 НПО провело дебаты "Пойдете ли вы на выборы?", детей 12-ой активисты учили адаптироваться к рыночной экономике. Водили ребят в дома престарелых и детдома, чтобы дети научились сострадать чужой беде.
Н. ИВАНЦОВА: Почему не организовать общегородской лекторий для родителей? Помимо "Часа без родителей" сделать передачу "Час для родителей", а в газете - "Страницу для родителей". У нас ведь практически не готовят молодых к новой роли, никто не объясняет им права и обязанности родителей.
К. КАДИРБАЕВА: Пресса и электронные СМИ тоже воспитывают и образовывают. И в этом плане у учителей большие претензии к телепрограммам, заполненным боевиками, фильмами ужасов, насилием, дешевыми развлекательными ток-шоу. В России есть хотя бы отдушина - телеканал "Культура". В Казахстане - нет. Общество тоже молчит. И это тоже индикатор его равнодушия к тому, какое поколение придет нам на смену. Поэтому так ценна инициатива "ЮК" собрать нас за "круглым столом" и не просто поговорить обо всем этом, но и выработать совместную стратегию, ввести новые рубрики в газете, поднять статус педагога. Это касается и высшей школы. Некоторые, особенно частные вузы, дают нам очень слабые кадры в план.
Источник: Казорина Н., "Южный Казахстан", 16 сен 2005
Говорят о гимназии
Гимназия №8 получила статус Специализированной гимназии для одаренных детей с обучением на трех языках
всего три года назад, но она очень органично и быстро заняла место среди лучших школ республики.
Я думаю, это произошло благодаря тому, что в гимназии работает замечательный коллектив, очень
творческий и энергичный, который способен решать любые проблемы и который может вести за собой талантливую молодежь.
Битуова Тілдаш Рыскулбековна
1-й директор Республиканского научно-практического центра для одаренных детей "Дарын", г.Астана
Сегодняшнее время - время знаний и новых технологий, время, когда каждый должен показать себя, должен
быть конкурентоспособным. Думаю, что наша гимназия, себя в этом плане вполне оправдала. Гимназия входит в
сотню лучших школ Республики Казахстан, за этим стоит огромный учительский труд, старание ребят,
которые в этой школе учатся. Коллективу учителей желаю самых лучших благ на земле!
Жетписбаев Арман Шарипбаевич
аким города Шымкент
Одной из традиций гимназии №8 является стремление быть всегда впереди, она первой в области стала внедрять
культурную программу Президента РК Н.Назарбаева «Триединство языков». В арсенале учителей гимназии-разработки
учебников, методических пособий; педагогами активно внедряются IТ-технологии. Большинство учителей гимназии
- творческие, одаренные люди. Успехов и новых достижений тебе, Гимназия!
Комекбаева Балхия Абдыманаповна
начальник Областного Департамента Образования ЮКО
Мой сын - счастливый человек. У него в детстве было все самое-самое! Первые главные шаги в образовании
он делал в лучшей школе области-гимназии №8. Первые настоящие друзья появились у него в классе, который
по-настоящему смогла сплотить и сделать командой его первая учительница Ольга Владимировна Полянская. Гимназия №8
для ее выпускников - это альма-матер, храм человеческого добра и светоч науки!
Бекенова Куралай Абдуалиевна
председатель Ассоциации деловых женщин Казахстана в ЮКО
Детская Ассамблея народа Казахстана в гимназии № 8 - это живая, активная и очень творческая организация,
объединяющая ребят более 20 национальностей. Гимназия №8 - это их общий, очень добрый и теплый дом, где есть
место для каждого. Я рада, что в гимназии учились мои дети, а теперь учатся внуки. Желаю нашей гимназии благодарных
и успешных учеников!
Баянкулова Лиза Кадыровна
председатель межэтнического культурного центра «Ынтымак» ЮКО
О гимназии я всегда говорю - моя гимназия. На протяжении многих лет она была, по сути, вторым домом для моих
детей, в этом году здесь заканчивает учебу мой третий ребенок. Высокий профессионализм педагогического коллектива
и хорошая материально техническая база гимназии позволяют нашим детям получить глубокие и прочные знания.
Желаю родной гимназии процветания, продолжения славных традиций!
Шаназаров Муслим Пашаевич
вице-президент Ассоциации любителей бокса ЮКО, родитель